Изначально, будучи просто наполнителем пустого пространства, информация о трансферных слухах стала самым востребованным контентом в СМИ, в особенности в пору летнего межсезонья. Трансферные истории, слухи и пересуды настолько увлекают болельщиков, что зачастую становятся более популярными, чем собственно отчеты о матчах, аналитические материалы. В этот конвейер по производству слухов вовлечены игроки, руководство клубов, журналисты, агенты и все получают от этого выгоду. Как это работает и кто под чью дудку пляшет, решили разобраться в FourFourTwo...
В 1969 году у австралийского медиа-магната Руперта Мердока возникла проблема. Получив в свое владение убыточную газету The Sun и решив превратить ее в таблоид, он узнал плохие новости – ограниченное количество печатных машин приводило к тому, что первые номера газеты должны были печататься уже в то время, когда еще не закончились матчи английской Премьер-Лиги.
Газеты должны были появиться во всех киосках Великобритании задолго до того, как закончится футбольный вечер, и это было потенциально катастрофической новостью, так как футбольные болельщики были основной аудиторией газеты, и отмахнуться от них и от странички спорта было бы самоубийством. Но мало того, что Мердок и его первый редактор Ларри Лэмб смогли преодолеть эту проблему, сделав The Sun самой популярной газетой Британии, они попутно создали нечто большее...
Они решили заполнить в своем первом издании страничку, где должны были приводиться результаты матчей и аналитические материалы, трансферными слухами. В конце концов, Мердок все же нашел возможность заполучить еще один печатный станок на севере, но как только в The Sun вернулись футбольная статистика и аналитика на место слухов и сплетен, читатели завалили редактора просьбами вернуть все, как было, и не отказываться от трансферных историй. Чудовище родилось.
Обо всей этой трансферной карусели расскажут ее непосредственные участники, которые пожелали остаться неизвестными – футбольный агент, журналист интернет-издания, игрок Премьер-Лиги, исполнительный директор клуба Премьер-Лиги и журналист печатной газеты.
Агент: Я думаю, часть очарования трансферных слухов в том, что в футболе на самом деле у многих команд не так уж много шансов выиграть трофей, а подписание какого-то хорошего игрока для ряда болельщиков сродни победе в каком-то турнире.
Интернет-журналист: Спрос сейчас ненасытен. Когда вы смотрите на статистику онлайн-читателей, новости с трансферными слухами выходят на первое место среди спортивных историй. Даже незначительный трансферный слух, куда вовлечена большая команда, может побить все рекорды посещаемости.
Игрок: Как они появляются? Скажем, я захотел сменить клуб... Ну, если вы игрок уровня Премьер-Лиги, вы не можете просто так пойти к директору и положить ему на стол заявление об уходе.
Директор: Письменное прошение о трансфере – это худшее, что может сделать игрок или агент. Каждый контракт имеет годовой бонус лояльности, отменить который не получится, даже если клуб накроет волна язвительных слухов о возможном уходе футболиста, пока он сам не подпишет что-то своей рукой. Игроки и агенты не хотят терять эти деньги, потому, в конечном счете, они начинают свои танцы...
Интернет-журналист: Половина того, что я делаю с трансферными историями – это вполне себе известные вещи, которые находятся на поверхности. У кого истекает контракт в ближайшее время, какие позиции необходимо укрепить клубу, на каких игроков кто нацелен? Вы берете телефон и звоните агентам и клубам или же просто изучаете открытую информацию и анализируете ее. Одним из последних примеров был "Тоттенхэм". Они проявили себя в Лиге Чемпионов при Харри Рэднаппе, и мне не нужно было брать в руки телефон, чтобы понять, что все хотят Гарета Бэйла и Луку Модрича. В тех слухах было 50 процентов выдумки, все остальное – правда, которую подтверждали слова агентов, игроков и клубов.
Игрок: У меня было несколько вариантов, когда я просто хотел уехать и несколько ходов, которые мог предпринять. Я слышал о том, что другой клуб во мне заинтересован, но на связь со мной никто не выходил. Нужно было как-то приблизить начало переговоров. Самый прямой путь – поговорить со своим агентом. Или, вы может поговорить с товарищами, которые могли бы поговорить со своими агентами. Иногда – с доверенными людьми внутри клуба, которые имеют связи с журналистами. Но вы никогда не знаете, к чему это все может привести. Один раз я упомянул кое-кому из клуба, что другая команда заинтересована во мне, и их интерес мне льстит. Я думал, что этот человек даст мне какие-то контакты этого клуба, но утром следующего дня меня вызвали в кабинет босса, где он сказал о том, что я могу забыть о трансфере.
Директор: Трансферный мир – отвратительный мир, где вещи не всегда то, чем они кажутся. Игроки, агенты и клубы используют это в своих целях.
Игрок: Однажды мой товарищ по команде решил сменить клуб. Он выбрал день, когда у нас был выходной и шепнул местному журналисту о том, что он будет тренироваться отдельно от основной команды, с детьми. Он убедился, что фотограф засел в кустах и провернул свое дельце. Он специально пришел на эту тренировку, никто его не отправлял тренироваться с резервом, он просто решил попозировать для фотографий, которые вскоре всплыли в газетах. Несколько дней спустя он просто сиял в раздевалке, говоря: "Это сработало!".
Интернет-журналист: Я практически никогда не слышал, чтобы игрок сам предлагал себя другим клубам или же его агент звонил журналисту и как гром среди ясного неба сообщал: "Моего клиента хочет подписать "Ливерпуль". Существует небольшая группа агентов, с которыми я общаюсь, и лучший совет от них – не быть вовлеченным в те слухи, которые повторяют все. Обычно как раз эти слухи по большей части неправдивы и производятся на свет чисто как еда для болельщиков, которые любят посплетничать.
Журналист воскресной газеты: Мир футбола – это одна большая деревня, где все знают друг друга или знают что-то о других. У меня есть список из 15-20 менеджеров, и большинство из них в курсе, что я общаюсь с их коллегами. Получается, что для того, чтобы получать информацию от меня о конкурентах, они часто раскрывают мне свои секреты, которые как раз могут заинтересовать других менеджеров. Вот вчера утром мне звонил один менеджер с просьбой: "Вратарь, которого я хочу, как я слышал, собирается в другое место. Ты бы не мог узнать, правда ли это?" Я был в состоянии помочь и в благодарность он рассказал мне историю, которая произошла в соседнем клубе, которая могла бы пригодиться кому-то еще. Вот такая карусель, где журналист становится таким себе "коллекционером слухов".
Интернет-журналист: Есть много людей, вовлеченных в любой трансфер. Менеджер, председатель, директор, агент игрока, сам игрок – и каждый из них, вероятно, говорит с тремя-четырьмя доверенными людьми обо всем этом. Это как шесть степеней разделения...
Директор: Конечно, это работает в обе стороны. Для агентов трансферные слухи это возможность оперировать контактами в прессе, чтобы спровоцировать какие-то необходимые им процессы, а для клуба - возможность рассказать прессе ровно то, что необходимо в каких-то своих целях.
Интернет-журналист: В случае с транфером Самира Насри все три клуба, фигурировавшие в слухах ("Арсенал", "Манчестер Сити", "Манчестер Юнайтед"), активно работали с прессой. Только один клуб, печально известный своей секретностью был в стороне, но информацию о ходе дела получал постоянно. Фактически все газеты написали о том, что сделка по Самиру свершилась за неделю до того, как об этом было объявлено официально. Но бывают и другие случаи. Одна забавная история произошла с "Тоттенхэмом" времен Харри Рэднаппа, с арендной сделкой по Дэвиду Бекхэму. Официальная пресс-служба клуба гневно отвергла слухи о том, что Дэвид может стать игроком "шпор", в то время как сам Харри Рэднапп два дня спустя ответил журналистам: "Да, я хотел подписать с ним контракт, и мы вели переговоры, но я бы на вашем месте не обвинял пресс-атташе во лжи – он говорил правду со своей стороны, ту правду, которую знал".
Агент: Некоторые клубы сами создают слухи о возможных сделках в марте или апреле, чтобы поднять спрос на сезонные билеты.
Директор: В некоторых случаях, когда клубы не могут получить за игрока ту плату, на которую они рассчитывают, менеджер или исполнительный директор могут позвонить одному из коллег в другом клубе и сказать: "Послушай, я хочу продать этого игрока за 10 миллионов фунтов, а мне за него предлагают 8. Вы не можете позвонить в газету и сказать, что предлагаете 9, чтобы подстегнуть их? В долгу не останемся, если нужна будет ответная услуга, всегда можете рассчитывать".
Интернет-журналист: Когда происходит большая трансферная сделка, рассчитывать на правдивую информацию очень сложно. Роналду в Мадрид, Модрич в "Челси", Цеск в "Барселону" – в таких случаях клуб попадает в строгую изоляцию от всех. Клуб, игрок, агент никогда не согласятся поведать что-то существенное прессе, так что можете быть уверены – в таких случаях почти все, что появляется в газетах – выдумки или информация из третьих рук. Нам приходится работать не непосредственно с игроком, клубом и агентом, а с людьми из их окружения – товарищами по команде, другими агентами, помощниками директоров. Иногда, получается получить важную информацию, конечно. Однажды я был проинформирован о том, что известный игрок собирается пойти к менеджеру с просьбой отпустить его еще до того, как он вышел из кабинета тренера.
Агент: Агенты всегда готовы использовать все средства массовой информации для того, чтобы получить лучшее для своего клиента. Скажем, у вас есть клиент, который счастлив в своем клубе, но вы хотите выбить для него лучшую зарплату. Или же проценты от его нового контракта и комиссия за его подписание просто нужны вам, агенту. В таком случае вы просто можете подготовить игроку бумагу, на которой будет написано что-то вроде "Мне льстит интерес столь великого клуба, но я очень привязан к моей команде и не хочу разбивать сердце ее поклонникам". Болельщики слышат одно, руководство - другое, и рано или поздно вы можете рассчитывать на переговоры о новом контракте.
Журналист воскресной газеты: Уэйн Руни, несколько сезонов назад, в августе, был изображен как игрок, который использовал интерес другого клуба ("Манчестер Сити"), чтобы выбить повышение зарплаты, но это было совсем другое. Это был крик о помощи! Он хотел остаться, но хотел, чтобы "Манчестер Юнайтед" начал тратить деньги и, в конце концов, Глэйзеры поняли его требование и выделили деньги на трансферы.
Агент: Конечно, есть случаи, когда вы специально делаете интервью в местной газете, об интересе другого клуба, хоть у вас и нет намерения уйти.
Журналист воскресной газеты: Самая трудная вещь – фильтрация правды. Есть очень мало агентов, которых стоит слушать в вопросах трансферов, у всех них слишком много планов. Существует целая культура лжи. Я, вероятно, игнорирую 70 процентов того, что они говорят.
Директор: Агенты очень любят устраивать аукционы на игроков. Но все далеко не так зачастую, как это преподносят газеты. Есть то, что я называю "правило трех". Истории, где фигурируют три клуба – владеющий правами на игрока и два, желающих его купить. Эти истории почти всегда исходят от агентов и клубов, которым выгодно продать игрока подороже – если второго клуба, который интересуется футболистом нет, его стоит придумать, чтобы повысить спрос и цену. Я вам скажу, что в большинстве таких случаев, второй клуб – чистая фантазия.
Журналист воскресной газеты: Для самих игроков зачастую интерес клубов, который приписывают газеты, нечто новое, о чем они узнают последними. Несколько лет назад я общался с Джермейном Дефо и после того, как выключил диктофон, спросил его: "Есть ли правда в тех слухах, что связывают вас с "Сандерлендом"? Он сказал: "Мы, игроки, обычно становимся последними людьми, кто узнает подобное. Мне часто приходится слушать подколки на тренировках о том, что я скоро перейду куда-то, хоть я впервые слышу об интересе того или иного клуба". Получается, иногда агенты занимаются своими делами даже без ведома игрока, без его участия, не отвлекая его от игры.
Директор: Бывают случаи, когда я узнаю, что игрок согласился на условия одного клуба, хоть я и знаю, что был другой, который предлагал ему лучшую зарплату. В этом случае очевидны махинации агентов, которые не всегда выбирают то предложение, которое выгодно игроку, не донося до него всей информации, чтобы совершить ту сделку, где больше комиссионных для них. Таких случаев уйма, и клубы тоже могут этим пользоваться, предлагая хорошие комиссии агентам, чтобы те склонили игрока к переходу именно к ним, даже несмотря на то, что есть другие более выгодные для игрока предложения. Агенты в первую очередь представляет интересы самих себя.
Интернет-журналист: Самое большое давление – иметь последовательную серию "попаданий". Есть специальные сайты, которые измеряют, сколько ваших новостей о возможных сделках сбываются, и иногда это совершенно несправедливо. Есть бесчисленное множество сделок, которые срывались по причинам, которые вообще невозможно себе представить. "Челси" и Модрич – это была абсолютная правда, они были очень близки к сделке. "Челси" хотел его? Абсолютно. Хотел он туда перейти? Сто процентов. Или вот эта информации о том, что "Ливерпуль" одновременно вел переговоры по Кэрроллу и Тевесу – это было реальность. Кенни Далглиш отрицал это, но все знают, что это было на самом деле. Это удручает, когда вас обвиняют во лжи, когда вы говорили абсолютную правду.
Агент: В каждой потенциальной сделке есть множество точек, где все может сорваться. Есть так много препятствий на пути, что любой поворот колеса в одной команде приводит к последствиям в других.
Журналист воскресной газеты: Это не точная наука, конечно. Вы не поверите, сколько есть элементов, которые влияют на свершение той или иной сделки. Есть 20 различных вещей, которые могут произойти в любом трансфере, пока он пройдет свой путь до конца. Я как-то писал об одном африканском игроке, которого собирался подписать клуб Премьер-Лиги. Игрока смотрели в отборочном турнире к Чемпионату Мира, потом клуб отправил на его просмотр скаута вместе с директором, и все прошло хорошо – они поговорили с его агентом, вернулись домой... Но позже оказалось, что тот агент был фальшивым, а его делами занимается совсем другой парень. Хорошо, они начинают работать с ним, и снова все идет как по маслу, но в последний момент оказывается, что у игрока истекает паспорт и ему нужна новая виза, которую не выдают, так как есть еще один влиятельный клуб в его стране, который хочет получить футболиста и всячески мешает его отъезду за рубеж. Есть так много подводных камней. Бывало, что менеджеры перехватывали игроков в гостинице, в аэропорту, в гостиной другого клуба, с которым он собирался подписать контракт! В итоге, часто оказывается, что моим рассказам никто не верит, хоть они и являлись абсолютной правдой. Это обидно.
Агент: У болельщиков принято считать себя обманутыми, если тот или иной трансфер срывается. Возможно, исключение только в том случае, если это касается игроков их собственной команды. но все равно большинство из них любят эти спекуляции, эту игру.
Интернет-журналист: Интерес к трансферным слухам очень большой. У нас сейчас есть поколение болельщиков, воспитанных на Football Manager, они в курсе всех этих непонятных игроков, знают очень многое о малоизвестных талантах по всему миру, и им интересно следить за тем, подтверждаются ли их оценки таланта того или иного футболиста.
Директор: У американцев есть бейсбольный фэнтези, а у нас, британцев – трансферное окно. Это наша одержимость.
|